Герои
Съемочная группа
Место съемки
Фотки
Киноляпы
Наш комментарий

 

 

 

 

Военно-патриотические фильмы воспитывали поколения, которые вместе с парадами на Красной Площади впитывали романтику оружия и военного положения. В армии служили практически все, поголовно – без повальных отсрочек по состоянию здоровья или на время обучения в институте. Демократия обеспечила призывникам определенную свободу выбора – обмундирование цвета хаки перестало быть предметом зависти или восхищения.

О подрастающем поколении вспомнили в новом веке, пригляделись, не узнали самих себя и ужаснулись. Страх породил первые целенаправленные шаги – государство активно осуществляет ротацию патриотического сознания на молодежь, отягощенную отсутствием социальной позиции, смятой пачкой сигарет и пивом в неограниченных количествах. Перспектива профессиональной армии, особенно в разгар войны в Чеченской республике, чтобы успокоить общественное мнение, сейчас реформирована идеей обязательного прохождения военной службы в «цивилизованных условиях». Реструктуризация армии осуществляется не только силами кадровых офицеров, но и средствами массовой информации, песнями и плясками отечественного шоу-бизнеса.

На эти попытки молодежь реагирует вяло, и, как каждое новое поколение, будет взрослеть раньше, чем их родители. Призыв «так же, как все» оставляет равнодушным, и сегодня индивидуальное предшествует любой форме коллективного сознания.

«9 рота» Федора Бондарчука» – это кино, которое успешно сочетает коллективное и индивидуальное, не утрачивает своей целостности и драматизма повествования ни на секунду экранного времени. Телеведущий и завсегдатай светских хроник, время от времени актер, на поверку оказывается не простым клипмейкером, а крепким профессионалом, детально воссоздающим трагедию призывников, прошедших Афганскую войну. Авторы фильма максимально используют предоставленный им карт-бланш – помянуть героев и опустить занавес для целой эпохи. «Никто не забыт! Ничто не забыто!» - это про Великую Отечественную из учебника по отечественной истории в начальной школе. Напротив, «миротворческая миссия» в Афганистане быстро выветрилась из общественного сознания в сумасшедшие 90-е. Не тот масштаб, не те герои…

Главные герои «9 роты» - мальчишки, которые были призваны в 1987 году в ряды ВДВ. Лютый, Воробей, Чугун, Ряба, Стас и Джоконда – у каждого свое прошлое, но общее настоящее, когда они попадают в учебное подразделение на границе с Афганистаном. Прапорщик Дыгало становится их командиром на ближайшие месяцы, подвергнув бывших гражданских жестокой армейской обработке. Это не просто так, а чтобы выжить в чужой стране, которую «никто не смог завоевать». Девятая рота и высота 3234 станут для их бессмертных душ последним земным пристанищем.

Несомненно, фильм Федора Бондарчука не мог возникнуть на пустом месте, в отсутствии определенной конъюнктуры, без динамики общественного состояния. Однако, «9 рота» оказывается далека от политических соображений и воздерживается от «перспективных выводов», что является ее сильной стороной. Сам режиссер принадлежит к тому поколению, у которого была эта война, но не было мира. Мир в душе многие обретают только сейчас.

Так получается у русских, что едва ли не каждое поколение отмечено проказой войны, что «Прощание славянки» отдается отчетливым звуком похоронного марша. Не война становится промежуточным состоянием человека, когда он возвращается к мирной жизни, а мир, хрупкий и столь недолговечный, нетерпеливо ждет своего разрушения, чтобы снова вернуть человека к ратному делу. Мир не хочет создавать, его выход– это война. Спустя пять лет после вывода войск из Афганистана был найден еще один выход – на Кавказ, в город Грозный, откуда родом Пиночет – брат и однополчанин из уничтоженной 9-й роты. Три года назад Андрей Кончаловский в «Доме дураков» прекрасно уловил эту интонацию, которая подготовила горькое многоточие. Автор этих строк вполне мог бы быть убит в одном из ущелий, если бы не пресловутая и проклятая демократия. Так получается у русских, что война приводит нас к краю мироздания, к философским обобщениям и идеальным материям.

Бондарчук не разделяет войну и мир, уделив основное внимание детализации главных героев. В этом сильная сторона фильма – имена собственные превращаются в образы, которые реализуются в драматическом каркасе «9 роты». Каждый из персонажей достигает определенной кульминации, которая даже не может быть связана с внешним действием. Например, в одной из таких кульминаций Джоконда не ограничивается обычным сексом с Белоснежкой, а возводит ее в ранг прекрасной Афродиты, которой поклоняется не только он, художник, но и остальные мальчишки из учебки. Воробей оказывается педагогом с филологического факультета, а Стас, не забывая о любимой сестренке, улыбнется мальчишке, который через мгновение пустит ему автоматную очередь в спину.

Режиссер не стремится упростить схему повествования, доверив ее главному герою, выжившему (его голос зритель услышит только в финале), как у Оливера Стоуна во «Взводе» или Стэнли Кубрика в «Цельнометаллической оболочке». Эти фильмы стали отправной точкой в работе над «9 ротой», и во многих сценах очевидно, как они повлияли на автора сценария и режиссера. Неудивительно – у них Вьетнам, у нас Афганистан. Один итог, но разный опыт. Повторение сюжетных ходов и ряда сцен не становится плагиатом, так как сделанные кем-то раньше находки в достаточной мере талантливо используются в кадре. Критик и опытный зритель легко смогут рассмотреть цитаты, но они совсем не раздражают. Фильм, что приятно, можно подвергнуть и повторному просмотру: после цельного, сильного впечатления можно уверенно пойти еще на один сеанс, чтобы увлеченно находить детали.

Бондарчук не только отлично работает вместе с оператором Максимом Осадчим, придерживаясь выбранной стилистки на протяжении всего фильма («9 рота» снята крупным планом), но и делает героями своих актеров, что очень важно. На долю молодого поколения выпали полноценные персонажи и роли, где есть что играть, а старшие по рангу уверенно справились с яркими ролями второго плана. Фильм не упускает зрителя на протяжении двух с лишним часов просмотра, и слабых сцен в «9 роте» очень мало, а крушение самолета становится идеальным связующим звеном между школой и войной.